Статистика минувшего полугодия говорит о том, что в результате аварий, случившихся вследствие несоблюдения водителями, управляющими грузовыми и транспортными средствами, правил движения на дороге, погибло свыше 600 граждан, а более шести тысяч оказались в числе раненных. Таким образом, очевидно, что дорожные происшествия с участием водителей грузовиков и автобусов уносят жизни людей и ставят транспортные предприятия перед лицом экономических проблем.

 

В большинстве случаев аварии происходят потому, что водитель попросту пренебрегает правилами соблюдения рабочих режимов во время движения, его внимание и координация значительно замедляются, и он засыпает. В Европе еще с начало 70-ых годов прошедшего столетия контролировать соблюдение водителями рабочих режимов отдыха и труда начали тахографы. Эти специальные технические устройства позволяют регистрировать данные относительно скоростного режима, выбранного маршрута и режимов труда водителя. Согласно статистике, в европейских странах с внедрением тахографов удалось сократить количество аварии на 22%, а дорожных происшествий, уносящих жизни людей, – на 55%.

В нашей стране порядок оснащения транспорта контрольными бортовыми приборами регулируется Приказом Минтранса № 36. Необходимо оборудовать данными устройствами не только грузовой транспорт, но и автобусы, специализирующиеся на пассажирских перевозках. В случае невыполнения закона, нарушителям грозят штрафы. Так, 1 апреля текущего года установка стала обязательной для транспорта,  допустимая масса которого более 12 тонн и который занимается перевозкой опасных грузов. 1 июля этого же года порядок обязательной установки коснулся автобусов и грузовиков массой более 15 тонн, задействованных в междугородних перевозках. Отсутствие тахографа для водителя обернется штрафом на сумму в до 3-х тысяч рублей, для владельца транспортного предприятия – до 10 тысяч рублей.

Вообще, идея использования такого прибора, как тахограф, появилась в Европе тогда, когда транспортные перевозки находились на пике своего развития. Владельцам пришлось контролировать движение транспорта своих фирм. Было принято решение о применении тахографа, однако его предшественником по праву можно считать часовой механизм, который произвели на немецкой часовой фабрике в 1923 году. Прибор фиксировал скорость движения и время остановок через небольшой график. Таким образом, уже тогда был заложен принцип работы тахографа, который впервые официально заработал в 1933 году.

На сегодняшний день тахограф имеет статус обязательного прибора в транспорте грузового и пассажирского сегментов. Устройство помогает не допускать аварий и по возможности сокращать их количество.

Сегодня контроль над соблюдением режима труда и отдыха водителей  взяла на себя Госавтоинспекция. Так, согласно сведениям, собранным на период июля текущего года, уже возбуждено свыше 27 тысяч дел, касающихся административных нарушений части 1 статьи 11.23 КоАП РФ – управление транспортом грузового или пассажирского сегмента без тахографа.

По мнению ряда специалистов, благодаря тахографу удастся поддерживать должный уровень конкурентоспособности, контролировать деятельность водителей и позитивно влиять на снижение числа аварий, происходящих по вине грузовых и пассажирских транспортных средств.