Процесс оснащения российского коммерческого автопарка контрольными устройствами имеет множество подводных камней, открытых проблем и нерешённых споров. В нашей статье Вы найдёте ответы на наиболее актуальные вопросы в области порядка установки тахографов на грузовые автомобили, а также их активации и калибровки в сервисных мастерских.

Закон о тахографах, в своё время, вызвал целую волну недовольств среди владельцев коммерческих автотранспортных средств. И если сначала «русский характер» водителей взбунтовал против тотального контроля за их профессиональной деятельностью, то в последствии оказалось, что сама транспортная отрасль России попросту не готова к таким реформам.

Непредвиденные затраты на новые приборы, соответствующие требованиям, потрясли не только дальнобойщиков-частников, но и крупные транспортные компании. Что и говорить о непригодности российской дорожной инфраструктуры (как, например, отсутствие мотелей и стоянок) для обеспечения простой возможности соблюдать те самые нормы труда и отдыха, что были утверждены на законодательном уровне?

Так стоят ли полученные результаты таких усилий? Кому действительно выгодно введение неотвратимого закона о тахографах? Приходится полагать, что прежде всего нашим гражданам, то есть нам самим – ведь статистика и европейский опыт уже доказали  качественное улучшение дорожной ситуации, в результате использования контролеров и соблюдения оптимальных режимов труда водителей.

Так, в Европе только за первые четыре года эксплуатации контрольных приборов смертность на дорогах вследствие ДТП снизилась в четыре раза. А ведь самые серьёзные происшествия на дорогах – это аварии с участием крупногабаритного автотранспорта: автобусов и грузовых авто. Они грозят тяжёлыми крушениями и влекут за собой наибольшее количество жертв.

Тахографы на грузовые автомобили необходимо устанавливать всем, кто занимается коммерческими междугородними грузоперевозками (за некоторыми исключениями). А главное в срок. Наши власти решили обрушить на водителей материальную ответственность в виде штрафа за отсутствие контрольных устройств начиная с 1 апреля 2014 года. Однако штрафовать будут не всех – после долгих дебатов правительству всё же пришлось смягчить условия и сроки обязательного оснащения автомобилей системами тахографической записи. 

Для каких грузовиков обязательны тахографы?

Без конца сменяющие друг друга указы и положения всерьёз запутали российских водителей: «кому необходим тахограф?»; «когда начнут штрафовать и кого: водителей или владельца предприятия?»; «какую модель ставить: нашу или европейскую?»…

Что ж, давайте разберёмся.

В России тахографами должны быть оснащены автобусы, с общим числом пассажирских мест более восьми штук и грузовые более 3,5 тонн, осуществляющие междугородные выезды. А точнее – автотранспортные средства категорий M2 и M3, N2 и N3, предназначенные для коммерческих перевозок. Подробнее об этих категориях:

Категория М – автобусы/троллейбусы, их шасси и все виды транспортных средств, задействованных в перевозке пассажиров. А именно:

  • М2: транспортное средство для пассажирских перевозок; оборудовано более, чем 8-ю посадочными местами (кроме водительского); максимальная технически допустимая масса– до 5 тонн
  • М3: транспортное средство для пассажирских перевозок; оборудовано более, чем 8-ю посадочными местами (кроме водительского); максимальная технически допустимая масса – свыше 5 тонн

Категория N – грузовые авто и их шасси, используемые для транспортировки грузов. А именно:

  • N2: автотранспортное средство для перевозки всех типов грузов (в том числе опасных);полная масса – от 3,5 до 12 тонн
  • N3: автотранспортное средство для перевозки всех типов грузов (в том числе опасных); полная масса – свыше 12 тонн

Таким образом, тахограф на грузовой автомобиль закон велит использовать всем владельцам коммерческого авто массой от 3,5 тонн и выше, задействованного в междугородных/международных перевозках. Если в Вашем автопарке есть, к примеру, автомобили «Газель» для транспортировки грузов, то оснащать их контрольными приборами не обязательно – так как по габаритам они не попадают под категории N2/3. Однако, если всё та же «Газель» будет использоваться для междугородных или международных перевозок пассажиров (свыше 8 человек) – то в таком случае установка тахографа уже необходима.

Что касается штрафов, то они распространяются как на гражданские, так и на должностные лица. Для граждан - от 1 до 3 тысяч рублей; для должностных лиц больше – от 5 до 10тысяч. Штрафуют не только за отсутствие бортового контроллера, но и за его наличие (!), если он неисправен, либо не соответствует всем требованиям, предусмотренным законом о тахографах (но об этом чуть ниже).

Однако, мало просто установить тахографы на грузовые автомобили – необходимо также соблюдать режимы труда, которые также чётко регламентированы и закреплены законодательно. К примеру: водитель-дальнобойщик обязан каждые 4 часа пути совершать остановку и отдыхать в течение 40 минут. За такие нарушения Вам грозит штраф в размере от одной до трёх тысяч рублей.

Порядок оснащения и сроки

2014 год стал поворотным в решении «вопроса о тахографах», главным образом за счёт Приказа № 273 (от 21.08.2013). Приказ вступил в силу и окончательно закрепил сроки оснащения, с индивидуальной отсрочкой для каждой категории авто:

  • до 1 апреля 2014 г .– грузовые автомобили обеих категорий (N2 и N3), осуществляющие транспортировку опасных грузов
  • до 1 июля 2014 г. – автобусы категорий М2 и М3 + грузовики категории N3массой более 15 тонн для междугородных маршрутов
  • до 1 сентября 2014 г. – все грузовики N3 с неопасными грузами
  • до 1 апреля 2015 г. – все грузовики N2 с неопасными грузами

Официально закреплён и тип прибора, обязательный к использованию – с блоком криптозащиты (СКЗИ).

Отсрочка до 1 января 2018г. даётся всем владельцам авто с приборами старых образцов. А именно:

  • с тахографами ЕСТР, встроенными на производстве до 1 апреля 2014 г.
  • с тахографами РФ, установленными в сервисных центрах до 11 марта 2014 г. (в соответствии с 720-м постановлением)

Итак, государство сообщило о серьёзности своих намерений относительно введения тахографии в коммерческую отрасль автотранспортной системы страны. Однако предоставляет отсрочку на решение проблемы выбора типа устройства (СКЗИ или ЕСТР) до конца 2017 года.

Тахограф со СКЗИ или ЕСТР: какой ставить?

На сегодняшний день в тахографии доминируют три основных законодательных акта – это Постановление № 720, а также 36 и 273 Приказы:

  • Постановление Правительства РФ № 720(от 10 сентября 2009 г.) «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» - определило возможность оснащения коммерческого автотранспорта любым типом «цифровика», в том числе тахографом ЕСТР
  • Приказ Министерства транспорта № 36 (от 13 февраля 2013 г.) «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»объявил тахографы с блоком СКЗИ обязательными к эксплуатации

Тахографы на грузовые автомобили

Постановление и Приказ вступили в противоречие и вызвали волну споров и рассуждений на предмет выбора правильного тахографического устройства. И 21 августа того же года вышел Приказ Минтранса России №273, который окончательно утвердил тахограф с блоком криптозащиты (СКЗИ) как обязательный к установке. Приказ 273 вступил в силу в этом году и окончательно утвердил регламент, сроки его исполнения и санкции за нарушения для всех категорий автотранспорта. 

Итак, в соответствии с последним утверждённым Приказом Минтранса России № 273, для осуществления междугородных коммерческих перевозок внутри страны необходимо использовать исключительно тахографы установленного образца. То есть с программно-аппаратным средством шифрования(блоком СКЗИ). Для перемещений по международным маршрутам используются только тахографы ЕСТР.

Казалось бы, не легче ли продолжить пользование старым образцом вплоть до 2018 года, а затем приобрести лицензию на международную деятельность, не выезжая при этом за границу РФ? Русский народ всегда пытается найти лазейку и сократить расходы в настоящем, но забывает о последствиях в обозримом будущем. Вероятнее всего, так будет и с махинациями по замене тахографов: новоиспечённый Указ или Постановление обязательно закроют любую брешь в действующем законодательстве, если она не была замечена ранее.

Поэтому вряд ли имеет смысл искать окольных путей в законах. И лучше честно приобрести тахограф со СКЗИ, пока государство даёт официальную отсрочку на штрафные санкции.

Установка тахографа на грузовые автомобили

Итак, как мы выяснили, тахограф на грузовой автомобиль закон обязует приобрести незамедлительно, с соблюдением утверждённого графика и только отечественного производства. А вот произвести его установку и подключение мы настоятельно рекомендуем в специализированных сервисных центрах с лицензией ФСБ. 

Нелицензированные сервисные центры: скупой платит дважды

Все виды операций со средствами криптографического шифрования производятся только по лицензии ФСБ – и это не простая рекомендация, а техническая необходимость. Дело в том, что сам процесс активации тахографа с блоком СКЗИ требует запроса специального ключа. Происходит это так:

- после установки тахографа на грузовой автомобиль мастерская отправляет запрос в ФБУ «Росавтотранс» на его активацию; а в подтверждение запроса мастерской высылается от них специальный ключ;

- второй этап: ключ активации копируется на карту мастерской, затем записывается в сам блок СКЗИ, после чего становится возможной активация и последующая калибровка.

Как же действуют сервисные центры без лицензии ФСБ? Они попросту заносят в блок неофициальные данные – неизвестно что – и в последствии Вы не получаете никаких гарантий на корректную работу прибора. Если устройство откажет уже через пару месяцев, Вы даже не сможете произвести ремонтные работы в лицензированном центре – они откажут в обслуживании такого тахографа. Результат – покупка нового оборудования.    

Мастерские с лицензией ФСБ

Сервисные центры и мастерские, оказывающие услуги по установке тахографов на грузовые автомобили, обязаны работать только по лицензии ФСБ, в соответствии Федеральным законом № 99-ФЗ, а также Положением о лицензировании Постановления РФ № 313 (от 16 апреля 2012 г.).

Кроме того, для каждого эксплуатируемого авто необходим уникальный блок СКЗИ, что обеспечивается индивидуальным ключом активации.

Конечно, официальных мастерских, работающих по лицензии, в стране на сегодняшний день не так много – велика вероятность простоя в долгих очередях на активацию и калибровку. Однако, временные потери в итоге обязательно окупятся, если Ваш автопарк или индивидуальное авто будет защищено бесперебойной работой «цифровика» установленного образца.